Фотография эта довольна известна, в Интернете её можно найти без труда на многих ресурсах. Да только кроме подписи «Юный разведчик Ваня Михаленко, Калининский фронт, 1942 год», ничего нет.
А ведь это тоже снимок Ивана Александровича Нарциссова. Сфотографированному бойцу Ване всего-то четырнадцать лет. Он встретился с военным корреспондентом в Холмском районе, и Нарциссов написал о парнишке заметку, опубликованную в «Советском гвардейце». Заметка небольшая, информации там маловато. А вот в дневника Ивана Александровича рассказ о Ванюшке более подробный.
«Он служил в отдельной разведроте. Вы его видите на фотографии тех лет. Юный разведчик-доброволец истребил пять фашистов. Награждён медалью «За отвагу».
Помню, как командир разведроты, вздохнув, сказал:
- Судьба у Вани очень трагична...
Действительно, душа у Вани была страшно опалена. Осенью 1941 года в деревню Максимово Холмского района, где жил Ваня, ворвались фашисты. Начались грабежи и насилие. В морозный день января 1942 года фашисты установили на околице села пулемёты. Среди обречённых на гибель были старики, женщины, дети. Ваня Михаленко стоял рядом с младшими сестрёнками, матерью, бабушкой. Со слезами на глазах смотрел на подожжённую деревню.
- Ещё подумал я,- вспоминал Ваня, - что же это? Где мы будем жить?
Неожиданно раздались пулемётные очереди. Подкошенные пулями, упали бабушка, мать, три сестрёнки. Ваня упал, потеряв сознание. Это и спасло ему жизнь. Поздно вечером, когда взошла луна, мальчик очнулся. Он вылез из-под окоченелых тел. Ушёл в лес. Там встретился с боевыми разведчиками из 3-й Ударной армии. Они помогли мальчику перейти линию фронта. По его просьбе он был зачислен в отдельную разведроту. Здесь и воевал с фашистами — мстил за поруганную землю. Здесь был награждён медалью «За отвагу». Солдаты-разведчики говорили мне...
- Он настоящий герой!
Позже я узнал, что Иван Михаленко в 1943 году для выполнения спецзадания был заброшен в 4-ю партизанскую бригаду, в которой он геройски воевал до полного изгнания фашистов с новгородской земли. Был удостоен ещё шести правительственных наград. После окончания войны стал жителем Калининградской области...»
Есть и ещё такой факт. Не только за уничтожение пяти фашистов дали Ванюше первую медаль. Он взял в плен немецкого капитана. Сам взял, один! Дело было ночью, зимой 1942 года. Ваня возвращался с задания. Никакого оружия при себе не имел. И представьте, уже почти добрался до своих, всего-то с четверть часа ходу оставалось, когда увидел на дороге фашиста. Заблудился, сразу было понятно. Дороги не знал, шёл пешком — то ли без машины остался, то ли ещё по какой причине. Ваня ведь ещё ребёнок, мог затаиться и переждать — немец прошёл бы мимо и не заметил, темно ведь. Но характер парнишке не позволил. Подобрал с земли две палки, подкрался сзади, ткнул обе в спину врагу и гаркнул: «Вперёд! Руки вверх!..»
И давай голосить на разные лады, будто не один идёт. Так все пятнадцать минут и кричал по-всякому, чтобы фриц не опомнился. Тот и не опомнился — без всяких попыток к сопротивлению пришёл прямо к партизанам. А когда увидел, кто его в плен взял и с каким оружием, говорили, заплакал.